... тем временем приближается очередное половодье и скоро горячие головы снова потянутся осваивать старые и новые завальные водные просторы ...
Есть подозрение, что кто-то решит "добить" предДонный участок реки Большая Верейка (не подводный, а тот что перед рекой Дон ), тот самый, непокоренный (эх, неправильно конечно говорить слово "покорить" в отношении рек и гор, но не удержался) в прошлом году мегазавальный 4-х километровый каньен-устье Большой Верейки.
Вобщем, ниже немного того, что осталось в памяти от пройденного в 2013-м завалинга и где-то чего не написали в своём отчете мои попутчики. Заодно немного фотографий внутри темы, вообще без них как-то сухо, а в галерее копаться обычно бывает муторно и некогда, так что сделаю маленькую тематическую выжимку.
...
В качестве вступления
Итак. Что до сих по удивляет, получилось много фотографий с байдарками, несмотря на то, что формально все три лодки часто шли с некоторым разрывом и собирались обычно у наиболее мощных завалов. Суда были кардинально разные, что частично отразилось на редкой "командности" перемещения.
Как правило, экипаж guom и Mouse_Alexander на "Викинге", прозванный "штурмовым", уносился вперед, быстро преодолевал завал, иногда еще немного его и расчищая, и опять уходил вперед. Я же обычно двигался в середине процессии, иногда нагоняя их уже удаляющихся от завала, каждый раз теряя много времени на многих и даже мало-мальских завалах, чему виной особенности моего судна в этом походе. Захотев одновременно практичности, устойчивости ну и скорости тоже, на открытых участках, подумал и всё же решил "поехать" на своем псевдо-спортивном надувном полу-каяке полу-байдарке "Cевилор", и одни явные преимущества часто становились их анти-стороной...
Такого низкого уровня воды я не ожидал и бесконечное перетаскивание этой длинной и тяжёлой колбасы через бесконечные завалы отнимало невероятно много сил и времени. Это судно довольно тяжёлое при каякерном одноместном использовании, а главное! не очень жесткое!, причем ещё и длиннобазное... И если каркасный Таймень или даже тот же Викинг можно "протянуть" через завал, как по рельсам, тем более двумя людьми, то в моём случае байдарочно-надувная колбаса при перетаскивании изгибалась и перегибаясь, повисала на бревне или нагромождении веток как сопля, просто тупо по законам физики от силы трения и силы тяжести "оно" очень тяжело двигалось одним человеком, а на верху больших завалов выше уровня воды "оно" иногда просто становилось мертвым грузом. К тому же, еще была нагружена основным запасом питьевой воды (20 л.) и большей частью общественной продуктовой раскладки (в первый день), плюс личный шмурдяк. В паре случаев удалось перетащить эту конструкцию только с помощью оказавшихся рядом "викингов", иногда приходилось выгружать герму и канистру. Естесственно, что о полноценном штурме мелких завалов с ходу, с разгона, не могло быть и речи.
Замыкал наш караван экипаж "Таймень-2", с ainu и Метеор, которые шли довольно осторожно и медленно, учитываю каркасный длинный Таймень. Я бы даже назвал их по аналогии со штурмовым экипажем - "Тыловой экипаж". В моменты моих особо долгих застряваний в завале они догоняли и так же, как и "штурмовики", пару раз мне подсобили, подтолкнув корму моей лодки. Ну а куда им деваться то, когда "завал завален" окончательно, раскорячившейся севелоровской колбасой, волей неволей придётся поучаствовать в процессе.
Описывать маршрутные и околоречные ландшафты я не буду, все это уже было и в фотогалерее видов предостаточно. Остановлюсь на самом важном, в разрезе специфики заплыва. На увиденных мной там нештатных ситуациях. Их было немного: две основных килевых и одна неоднозначно классифицируемая. Все те 3 нештатных ситуации, где я волею случая помогал экипажу "Тайменя".
История №1
"Прижим со спасконцом. Со счастливым концом"
По словам экипажей обоих байдарок, это то место, где у них был в 2012-м киль (в этот раз были не все те участникии и у кого конкретно был киль я не помню, видимо у тех, кого в этот раз и не было). Возможно и в этом, 2013-м, киль бы имел место, но пронесло. Мы двигались в описанном выше режиме, как это часто бывало вразноброд. Не доходя метров сто до злополучного зигзагообразного поворота, я решил остановиться и что-то пофотографировать у высокого левого берега и в процессе этого меня обогнал наш Тыловой экипаж ainu/Метеор. Когда же я их практически догнал, они как раз плавно уходили в прижим и мне оставалось только попытаться не влететь уже в них на скорости и не усугубить положение. Байдарка находилась прижатой к правому берегу всем бортом, так и норовя хлебнуть доброй порции грязно-верейковской жижи.
Я просквозил по узкому коридору, едва не зацепив перед "Тайменя", развернулся и против течения еле-еле выгреб к середине поворота, на островок обнажившейся левой части русла. Сразу вылезти из лодки не смог, так как дно оказалось невороятно топким и сапог ушел чуть ли не до колена. Снова слился вниз и сделал вторую попытку, причалив как раз напротив прижима с нашими "тыловиками".
Глубина и обилие береговых палок-веток около кормы позволила Метеору тем временем вылезти и погрузиться в прибрежную жижу (вот они где пригодились болотники!), но ничего особо внятного противопоставить мощному набегающему потоку он не смог. Я кинул им спасконец, Метеор привязал его за окончание привальника и задний шпангоут и "вернулся" внутрь байдарки. Я немного оттянул их от стены прижима, до достижения небольшого зазора вдоль всего борта байдарки, и дальше с моей подстраховкой ainu и Метеор стали медленно карабкаться вдоль берега и поваленной коряги, в направлении резкого правого поворота. В общем, распространенная ситуации, закончившаяся для экипажа максимум легким испугом.
Original image recording time:
2013:04:20 12:28:19
Image taken on:
20 апр 2013, 08:28
Shutter speed:
1/1000 Sec
Flash:
Flash did not fire, compulsory flash mode
Camera-manufacturer:
NIKON
Camera-model:
COOLPIX P500
Exposure program:
Normal program
Original image recording time:
2013:04:20 12:31:21
Image taken on:
20 апр 2013, 08:31
Flash:
Flash did not fire, compulsory flash mode
Camera-manufacturer:
Canon
Camera-model:
Canon PowerShot SX10 IS
История №2
"Экстремальное джакузи Титаника"
Место, как писал выше Метеор, оказалось совсем уж и не ровным и простым. Там был полноценный завал, в классическом что-ли его виде. Всё было как обычно, я догнал "Викингов", которые стояли у завала, на случай предупредить. Ещё издалека они крикнули зачалиться, я вылез на берег и подойдя ближе понял почему они ждали. Русло было ровно поперек перегорожено упавшим деревом с нагромождением веток, а справа, прямо под топким берегом, была протока шириной около метра, казалось бы аккуратный слалом вправо и все дела, но в этом метре лежала каменная глыба чуть ли не такого же размера, так что пройти никак по такой низкой воде. Со слов guom их "Викинг" прижало к камню перед моим приходом. Проводил в путь Викингов и приняв эстафету страховщика, я стал ждать "Тыловых"...
...Увидев их на горизонте, я заранее закричал чалиться, стал у воды для подстраховки, так как течение совсем неслабое. "Таймень" уткнулся носом в раскисшую грязевую жижу берега, но попытался лагом скатиться в завал. Я чуть зацепил байдарку носом за кромку берега и протянул матросу ainu руку, так как дно и берег очень топкие и я сам то еле стоял. Он сказал, что всё под контролем и сам справится, вылезет и лодку дотянет и подержит, пока будет из неё выползать Метеор. Действительно, он вылез своими силами и я, удостоверившись, что один член экипажа уже на берегу, развернулся и пошел к своей лодке, но буквально метров через пять-десять услышал за спиной шум и недвусмысленные возгласы. Обернулся и передо мной картина: ainu одиноко стоит на берегу, а байдарка с Метеором уже лагом в завале посреди русла, кренится, её сильно заливает и еще секунд через десять Метеор уже практически по пояс в воде... Я кричу ему чтобы не делал резких движений, забегаю в воду, дотягиваюсь до носа байдарки, кричу Метеору, чтобы пытался держать равновесие, сильно не кренил, и аккуратно подтягиваю байдарку к берегу, насколько это позволяет давящее её к прижиму течение и залитые много-литры воды. Чуть ближе подтащив, кричу Метеору, чтоб он на карачках перелазил с кормы к носу, хватаю его за руку и вытягиваю на берег, потом подтягиваю и байдарку...
...Болотники Метеора, на удивление, не превратились в якорь. Он надолго уходит в "курилку", а мы c ainu пытаемяся осушить его "Титаник", который набрал воды, как бы не больше половины своего внутреннего объёма... столько, что стал даже в воде неподъемным и практически неповорачиваемым, немного сливаем креном, пока уже стрингера не скрипят до неприличия, но потом всё же режем 5-л баклажку и очень долго работаем черпаком.
Original image recording time:
2013:04:21 17:53:56
Image taken on:
21 апр 2013, 13:53
Flash:
Flash did not fire, compulsory flash mode
Camera-manufacturer:
NIKON
Camera-model:
COOLPIX P500
Exposure program:
Normal program
Original image recording time:
2013:04:21 17:54:28
Image taken on:
21 апр 2013, 13:54
Flash:
Flash did not fire, compulsory flash mode
Camera-manufacturer:
NIKON
Camera-model:
COOLPIX P500
Exposure program:
Normal program
Original image recording time:
2013:04:20 16:23:57
Image taken on:
20 апр 2013, 12:23
Shutter speed:
1/1000 Sec
Flash:
Flash did not fire, compulsory flash mode
Camera-manufacturer:
NIKON
Camera-model:
COOLPIX P500
Exposure program:
Normal program
После этого случая я окончательно решил держать наших "тыловиков" в относительно прямой видимости и на всякий пожарный стараться далеко ни вперед ни назад не "уплывать"...
История №3
"Капкан "Подводная рогатка"
... Завальные участки временно отступили и текухой с однообразным пейзажем несколько расслабило. Но, как говорится, монотонность усыпляет и третий случай не заставил себя долго ждать. В этот раз не было ни завалов, ни порогов, а повторилось "начало" первого ЧП, когда я в очередной раз игрался с фотоаппаратом, а "Тыловики" меня обогнали и скрылись за поворотом навстречу приключениям на свою корму.
Как раз был участок без особых сложностей и завалов, но опять с нормальным течением и они улетели далеко. Правда через некоторое время я их догнал и увидел такую картину - посреди чистой гладкой воды, но с приличным течением, стоит "Таймень", как памятник, а ainu с Метеором пытаются что-то ковырять веслами под своими бортами... Я поначалу подумал, что они от кого-то там отбиваются, либо рыбу глушат веслами для браконьерской ухи. Приближаюсь, но течение сильное и меня далеко проносит вперед, метров через десять с трудом хватаю у берега ветку, держась за неё спрашиваю что же произошло. Оказывается, там реально не мель, да и откуда ей взяться, но что их держит непонятно, как-будто якорь кинули, внутри сухо, ни коряг не видно, ни пробоев.
Кое-как разворачиваюсь, делаю попытку пройти резко против течения, равняюсь с ними, цепляюсь рукой за их борт и ничего не происходит, стоим как танк. Держась за привальник "Тайменя", я двигаюсь вдоль, раскачивая её, и сквозь более прозрачную в этом месте реки воду вижу какой-то конец очень тонкой палки-ветки упертый под 45 градусов в борт в районе кильсона. Осмотр выявил такую же фигню и с другого борта. Вольно выражаясь водно-туристским языком "габаритный непроход", из-за "подводной рогатки", уже изначально немного притопленной под водой, так что на скорости её им было скорее всего не разглядеть, а тяжёлое судно либо проткнется об один из рогов, либо встрянет между. Уже и не помню как, но раскачка за борта лодки и жестокое избиение "рогатки" веслом, рано или поздно принесло свои плоды, лодку и её "узников" всё же "сдёргиваю".
...Ну а дальше больше ничего особо запоминающегося не произошло, мелочи вроде вечернего моросящего дождя, ну кроме что ещё ночной антистапель и пешка к газеле полями.