Ты должен быть сильным.
Иначе зачем тебе быть?
Ну что ж, в кои-то веки я вышел на воду в полностью своем снаряжении, обмазавшись апгрейдами, и вроде как готовый ко всему. Погода, впрочем, держала в напряжении до самого старта. Шлепать по холоду да еще и под дождем было как-то ссыкотно, а все шло именно к такому раскладу.
Тем не менее нам невероятно повезло попасть в окно между дождями, да еще и на большую воду, чего последние годы со мной не случалось
На поход у меня было 2 задачи. Первая - проверить свою физподготовку, вторая - затестить шверцы в длинном походе. Вторая, впрочем, по техническим причинам была изменена на научиться держать курс без шверцев.
Суббота выдалась однозначтно холодной. В какой-то степени это оказалось на руку - я сразу напялил на себя почти все шмотки и сэкономил места в гермах. Гермы от вольного ветра кстати приятно удивили. Они очень плотные и не раздуваются как ни набивай, ну и соответственно держат форму. Конусные в нос-корму оказались так же невероятно удобными как в упаковке, так и в укладке в байду.
Около 9 утра мы высадились на мосту в Мосальском и приступили к сборам. Не успели еще байду надуть, как набежал местный быдлан на тему: не воруем ли мы его вентерь. Полезной информации от него особо никакой добиться не удалось кроме стандартного "да вы там не пройдете, там непроход и точка". С точки зрения рыбацкой лодки наверное так оно и есть - речка в том месте совсем узкая и заросшая даже сейчас, а летом наверное вообще наглухо зарастает. Наконец, аборигену надоело стоять на холодном ветру и, пообещав нам анальные кары в случае кражи его рыболовных агрегатов, он ушел. После чего мы закончили сборы и немедленно выпили.
Технику установки шверцев я отрабатывал дома пару дней, но все равно на месте это заняло еще какое-то время, плюс окончательную затяжку гаек креплений надо было проводить при опущенных шверцах, т.е. на воде, поэтому пришлось пассатижи не упаковывать. Отчасти поэтому метров через 50 от старта я их и утопил. Guom забил на мою просьбу не грести пока я лезу затягивать гайки ну и собственно итог печален: байду качнуло, пассатижи выскользнули из мокрой руки и аминь. Затянули гайки руками, но, как оказалось впоследствии, недостаточно.
Маршрут начался с лютых кушерей и шверцы тут мешали, местами просто невероятно, цепляясь за все, что можно. Но! Что и требовалось доказать - байда держала курс без лютых усилий. Зато лютые усилия потребовались чтобы продираться через заросли. В какой-то момент гайке левого шверца все это надоело, она открутилась и булькнула в воду. Правая гайка пыталась проследовать туда же, но ее я успел таки перехватить. Далее до первой остановки пошли с одним правым шверцем.
Где-то перед впадением Сухой Хворостани сделали привал. Я был вынужден признать провал идеи со шверцами, по крайней мере в текущем исполнении и убрать их совсем. Пришлось снова учиться держать курс самостоятельно. Это оказалось непросто еще и из-за того что guom сидел не на штатной сидушке, а на герме и полностью загораживал обзор впереди, соответственно рулил я по его команде и в первый день практически всегда с запозданием.
После впадения Сухой Хворостани камыш расступился и грести стало полегче, плюс в дальнейшем по всей реке стали попадаться плавучие островки из зеленой травы. то ли она так и растет, питаясь святым духом, то ли ее намывает откуда-то, что сомнительно, т.к. берега в целом наглухо заросли камышами.
Река вся перегорожена плотинами, но она борется и местами весьма успешно. От первой попавшейся нам плотины осталась только труба. Насыпь река смыла к чертям и устремилась вперед. Это было уже интересно - вполне мощная струя с небольшим порожком даже. Каньон был в своей стихии.
Река вообще порадовала разнообразием. Плесы сменялись небольшими завалами, в 90% случаев проходимыми, ветер особо не трепал, после плотин речка на какое-то время ускорялась и плыть становилось даже и легко. Разлив позволял при необходимости проползти на пузе практически по берегу, главное хоть чуток жижи было и на том спасибо. Самыми трудными препятствиями мне показались говнопробки и заросли камыша. Река пыталась ухватить нас ими как щупальцами: путались и застревали весла, резались пальцы. Говнопробки были густые и тягучие как кисель, мы наползали на них и по сантиметру царапались вперед. Guom хватал снопы камыша и протаскивал байду, у меня эти же снопы оставались в руках, будучи выдранными, мне оставалось только синхронно толкаться веслом хоть от чего-нибудь.
После этого гребля по коротким плесам была за расслабон. Где-то в районе Нижнемарьино-Тресоруково усталость превратилась из ощущения в полноценное чувство и мы всерьез задумались о стоянке. В идеале конечно уйти бы подальше, но с другой стороны кругом все равно населенка, особо глухих мест нет. За этими мыслями река уперлась в плотину, обход не наблюдался. Плотина была высотой метра 2, кругом камыш, дело пахло довольно непростым перебросом. Guom высадился на разведку и через некоторое время сообщил что проход слева есть и даже с хорошим течением. Недолго думая, мы нырнули в заросли и началась жесть. Высокого камыша, за который можно хвататься оказалось всего ничего, а за ним проплешина глубиной полметра, из которой торчал, как гребенка, молодой жесткий камыш. Лодка отказалась двигаться наотрез. Как мы доскреблись до глубины по колено, до сих пор ума не приложу. Протолкав байду руками в очередные заросли, увидели долгожданную струю. Река обошла плотину замысловатыми зигзагом. Ах если бы мы представляли насколько замысловатым...
Выдравшись из камыша, встегнулись в упоры и понеслась. Каньон показал на что способен. На первом крутом повороте направо нас вынесло на отмель, и это было хорошо, поскольку впереди маячил кол от вентеря или чего-то такого. Прикинули траекторию, оттолкнулись и пролетели мимо. И тут вода ударила в берег и круто развернулась на 180. Для каркасной байды это было бы очень опасно, 100% прижим к подмытому берегу, а Каньон резко и послушно крутанулся и в берег мы слегка ткнулись кормой. Тем не менее на измену я присел
Еще через пару изгибов обнаружилось довольно неплохое место для стоянки, пойменное пастбище или типа того, относительно глухое, если не знать что метрах в 100 впереди будет пешеходный мост. Решено было встать здесь.
Ветра не было, дров оказалось навалом, вроде как кем-то заготовленных, однако прикинув погоду и местность мы решили, что аборигены вряд ли попрутся в темень, холод и сырость искать приключения. Помятуя свои мытарства на Ворголе, я взял с собой пуховик и перчатки, и они кардинально улучшили дело. Я не то что не замерз, даже термоноски надевать не стал, хотя температура ушла в минус. А вот газовые баллоны при такой температуре капризничали и ужин удалось намутить только с 2-х баллонов, хотя использовали мы их оба от силы наполовину. Так что для справки баллоны fire marple из спортмастера, для температуры ниже +5 не годятся совсем. Вещи удалось просушить абсолютно все, даже гидру. так что первый ходовой день, я считаю, прошел в целом удачно.
Проснулся я в районе 7 утра от голосов. Guom разговаривал с пастухами. Что неудивительно, какашек в округе немерено, и коровьих и конских. Не успели поесть и начать собираться как прибыл очередной делегат от туземцев: пацанчик лет 16 в модных кроссовках с телефоном орущим на все поле какое-то быдломузло. Как ему не жалко было хорошую обувь вшатывать по такой погоде? Будь у меня резиновые сапоги я бы кроссовки даже и не доставал, жалко же, черт. Вопросы товарища оригинальностью не отличались: как рыбалка? что совсем не ловите? а зачем лодка? а сколько стоит? а куда плывете? да там впереди мост, вы не пройдете. Кое-как спровадили его, проследив чтоб ничего не спиздил и заторопились паковаться. Я все еще спросонья тормозил, а guom меня подпинывал, за что ему большое спасибо. У меня вообще неистребимая привычка тупить при сборах.
Мостик, которым нас стращали, оказался так себе ни о чем - на уровне воды. А дальше начались было завальные места. Впрочем не особом и завальные, всего пару раз обносили. Больше всего доставали мелкие ветки. Guom отворачивал их, а я сзади то и дело ловил звонкого леща, поцарапал очки, два раза чуть не остался без шапки и левой ноздри. В перерывах между греблей я выковыривал из под ног залежи веток, из которых можно было бы сложить неплохой костер, если хранить что нападало за весь день. И вдруг завалы прекратились, и пошел плес, так быстро, что мы и утомиться особенно не успели, не то что на Верейке. Плесы давались легче, видимо я уже придрочился управлять. Мы почти не петляли. Плюс я освоил рулежку одной рукой, что оказалось полезным для перекуров без остановки. Далее методом проб и ошибок выяснил что поддерживать курс можно не только лютыми выравнивающими гребками или табанами, а можно после гребка задержать весло на секунду-полторы в воде и курс выравнивается, сил соответственно тратится меньше, правда частота гребков капитана немного уменьшается. Впрочем наша скорость движения даже немного возросла, скорее всего благодаря прямолинейности. Осталось научиться проходить повороты без заносов.
Пара слов о культуре местного населения, вернее об ее полнейшем отстутствии. Речку перекрыли сетями, берега засраны мусором по самое не могу. Буквально: стоят у крутого берега дома, а берег завален разнообразным хламом, говнопробки полны бутылками и какими-то слоями зеленой плесени, по которой летом возможно даже и реку можно переходить. С удочками мы за 2 дня встретили всего 3 человек что ли, зато сетей полно. При этом в Давыдовке ниже по течению народ отдыхает на берегу в полный рост, летом, возможно, даже купается.
В общем, не зря перли с собой 6 л воды, из этой реки даже кипяченую пить я бы не рискнул без крайней необходимости.
Проплывая автомобильные мосты мы все пытались узреть знак "Р.Хворостань" для общего фото, но увы их не было. Перед ж/д мостом, нашему взору открылась прикольная полянка со столиком и прибитым к дереву искомым знаком. Но композицию дополняли 3 алканавта довольно крепкого сложения, так что помятуя о нравах туземцев, мы прошли мимо. Перед жд мостом опять быстрина с остатками бетонных плит, которую мы без проблем одолели, но река начала немного ускоряться и плыть стало интереснее. На последнем автомобильном мосту guom заметил знак, мы причалили и сделали долгожданное фото.
Все шло как нельзя хорошо, мы даже опережали график. До Дона оставалось порядка 10 км. За Давыдовкой река вышла в поле и начался слалом. Зигзаги на каньоне дело непростое, тем не менее в процессе вскрылся еще один нюанс управления. Если встегнуться в упоры и активно использовать вывешивание, поворот можно выполнить вообще без весла, а если освоить технику зацепа, то наверное можно вообще творить что угодно. Но радость длилась недолго. Хворостань требовала новых жертв и на одном из поворотов полоснула камышом по шее так что пришлось защищаться ладонью. В итоге мне довольно глубоко разрезало палец да еще на сгибе. Пришлось приставать к берегу и выкапывать из гермы аптечку. Лейкопластырь в воде долго не держится, так что пришлось крепко схватить весло и по возможности совсем не отпускать, чтоб он вовсе не отвалился. Так или иначе к финишу потратил всего 2 пластыря.
Слалом перешел в последний плес в районе Машкино, вдали показались дома Старой Хворостани, уже казалось вот-вот... Ага хер там. Снова сужение, течение и слалом. и вдруг в какой-то момент река словно остановилась совсем и раздалась вширь. По все приметам до Дона рукой подать. Километраж переваливал за 30 что для Каньона довольно серьезная дистанция по ровной воде, но мы перли вперед и вперед, финальный спурт как-никак.
И вот он - Дон. Наконец-то! Неужели?! Точно он. Тоже разлился не слабо. В месте впадения Хворостани сухого места не было вообще, так что на передышку встали где-то на залитом берегу. Воды по щиколотку, ну и пусть. Размяться и передохнуть не мешает. Моя спина за день стала от чего-то совсем деревянной, ни согнуть ни разогнуть.
Позвонили на большую землю, вызвали звездолет и из последних сил пошли вверх по течению до понтона, держась поближе к кустам. Вскоре стало очевидно что проще и спокойнее высадиться в стороне от понтона на правом берегу, подальше от аборигенов, так что собравшись с силами рванули поперек реки. Расчет полностью оправдался - к залитому берегу быдло на моторках подойти не могло, нам удалось спокойно собраться. меня по прибытии силы оставили совсем, так что guom пришлось драить байду в одиночестве. А дерьмища мы привезли немеряно , со всей Хворостани артефакты.
Итог: на Каньоне вполне можно ходить без шверцев, если освоить технику и использовать весь арсенал приемов включая вывешивания и зацепы обоими гребцами, не ограничиваясь стандартными гребля-табан. Тем не менее идею шверцев не стоит отвергать полностью, а вот модернизировать крепление для быстрого съема и установки действительно стоит, и даже попробую заточить его под установку каких-нибудь колес для волока, хотя бы от тачки или типа того.
Хворостань - отличное место для обучения основам завалинга, есть где погрести, где полазить, где потаскать, всего понемногу. Ну и начинать наверное от Масальского все же не стоит, надо где-нибудь после впадения Сухой Хворостани, тогда путешествие будет приятным и не особо изнурительным даже для начинающих.